» » Сексуальность в христианской демонологии

Сексуальность в христианской демонологии

Автор: admin , посмотрело: 9 195

 

Сексуальность в христианской демонологии


 

С точки зрения христианства предмет сексуальности является неотъемлемой частью демонологии.


Демон – мужчина или женщина?


У шумеров, вавилонян, ассирийцев и евреев существовали представления о демонах-мужчинах и демонах-женщинах (еврейские демоны почти всегда были мужчинами, хотя женщины тоже были, например, Лилит). В христианской демонологии и теологии было довольно расплывчатое представление о половой принадлежности демонов. Они могут представляться как мужчина или женщина, но общее мнение таково, что в одном случае демон обладает маскулинностью, в другом – фемининностью, не являясь представителем соответствующего пола. Как и в случае с ангелами, которые, как известно, существа бесполые. Исключением, возможно, являются падший ангел Григорий во главе с демоном пустыни Азазелем, которые сошли на гору Хермон и, ведомые обыкновенной похотью, совокуплялись с земными женщинами.
Григорий Нисский (4 век) и Людовико Мария Синистрари (17 век) одинаково верили в демонов-мужчин и демонов-женщин или, хотя бы в тех демонов, которые имели мужские и женские признаки.
Другие представления говорят, что бесплотные существа являются гендер-трансцендентальными, то есть находящимися за пределами половой субъективности. Если предположить, что демон имеет определенный пол и ясную сексуальную ориентацию, то такой демон становится причастным, вводя в заблуждение или всячески досаждая человеку. Джон Мильтон подтверждает это в своей эпической поэме «Потерянный рай», уточняя, что, хотя демоны могут выглядеть как мужчина или женщина, духи «могут скрываться за любым полом, так как мягкость и непорочность является их нутром». Что примечательно, Бог, в основном, изображается и позиционирует себя как мужчина в Священных Писаниях и христианском Новом Завете, хотя Септуагинта (Священные Писания, переведенные на древнегреческий язык в III-II веках до н.э. в Александрии) содержит недвусмысленные намеки на женскую сущность Бога (например, «El Shaddia» с ссылкой на женскую грудь; «Lady Wisdom», часто позиционируемая в Евангелие от Иоанна, первой главе как воплощенный образ Иисуса; Святой Дух, имеющий отсылки к женскому полу и т.д.). К тому же словоформа «wisdom» («мудрость») в контексте Священных Писаний имеет женственную окраску, соответственно мужская персонификация не имела бы смысла быть задействованной в литературных целях. Тот факт, что Бог является существом гендер-трансцендентальным, но преподнес себя как человек мужского пола, чтобы открыть себя людям, можно также перенести в среду ангелов и демонов.
Поддерживая идею о том, что демоны могли насиловать женщин и иметь с ними отношения лишь в весьма болезненной форме французский писатель Николя Реми придал садистскую направленность их сексуальности.

Демоническая страсть.


Половое желание демонов – весьма спорный вопрос в христианской демонологии, который до сих пор имеет разногласия в среде экспертов.

Ранние приверженцы теории демонической страсти.


Блаженный Августин (5 век), Гинкмар (ранний французский теолог, архиепископ Реймса, 9 век), Михаил Пселл (11 век), Уильям Овернийский, епископ Парижа (13 век), Иоганн Таулер (14 век) и Людовико Мария Синистрари (17 век) среди других поддерживали идею о том, что демоны являются существами похотливыми и развратными.

Ранние противники теории демонической страсти.


Плутарх (1-2 века), Фома Аквинский (13 век), Николя Реми (16 век) и Анри Боге (16 и 17 века) среди других опровергали эту теорию, говоря о том, что демоны не могут чувствовать похоть или быть развратными, равно как и иметь добрые чувства, такие как любовь; так же как и ревность, которая была бы следствием любви. Амброджо де Виньати согласился с ними.

Иные взгляды.


Генрих Крамер и Якоб Шпренгер – авторы «Молота ведьм» - являлись сторонниками промежуточной позиции. Согласно их книге демоны не испытывали чувств к колдунам и ведьмам. Потому что половая связь с ними была частью сделки этих мужчин и женщин с дьяволом, соблюдение которой унижает их этим обязательством. Но те демоны, которые выступали в качестве инкубов и суккубов, в отношении простых людей были страстными любовниками и любовницами, которые имели чувства и желание быть с любимым человеком и иметь половые связи с ним/ней.
Августин, Гинкмар и Пселл считали, что именно похоть побуждала демонов иметь половые связи с людьми. Уильям Овернийский предположил, что демоны испытывали нездоровое влечение к длинным красивым женским волосам, таким образом, женщины-последовательницы христианства покрывают голову во избежание появления желания, страсти. Иоганн Таулер имел мнение, что демоны были развратниками и, таким образом, испытывали половое влечение к людям, чтобы удовлетворить свою страсть. Синистрари поддержал мысль о том, что демоны чувствовали сексуальное желание, но удовлетворение и удовольствие от его исполнения были не единственной мотивацией, чтобы иметь половые отношения с людьми, так как была другая причина – оплодотворение женщины.
Плутарх писал, что демоны не могут испытывать половое влечение, потому что не нуждаются в производстве потомства. Работа Плутарха позже вдохнула жизнь в идеи Реми. Фома Аквинский утверждал, что демоны не могут испытывать сладострастие или желание, а хотят только искушать людей, чтобы принудить их к совершению «ужасных» сексуальных грехов. Реми писал, что демоны не чувствуют полового желания, инспирированного красотой, потому что не нуждаются в потомстве, так как были созданы заранее заданным числом. Боге говорил, что демоны не имеют представления о влечении и сладострастии, объясняя это тем, что они бессмертны и не должны иметь потомков, равно как и половых органов, так что демоны могли заставить людей думать, что была половая связь, которой на самом деле не было. Виньати согласился с Боге, отметив, что половые отношения с демонами всегда воображаемые – простая галлюцинация, вызванная самими демонами, с чем также был согласен Иоганн Мейфарт.
Пьер де Ростегю поддержал мысль о том, что Сатана предпочитает иметь половые сношения с замужними женщинами, чтобы добавить супружескую измену к другим грехам, таким как похоть, но не упомянул о похоти самого дьявола или его приспешников.

Демоническая страсть в беллетристике.


Придерживаясь той теории, где у демонов есть чувство любви и чувство ненависти, равно как и сладострастие, существуют несколько преданий об их ревности.
Первое предание такого типа описано во второканонической Книге Товита, в которой демон Асмодей либо влюбился в Сарру, либо чувствовал половое влечение к ней (либо и то, и другое сразу). В порыве ревности Асмодей убил семь ее женихов прежде, чем браки могли быть осуществлены. Асмодей никогда не имел с Саррой половых связей и намеревался убить Тобиаса, ее восьмого жениха, но ему помешал ангел Рафаил.
Другое предание о демоническом разврате и страстной любви было рассказано в Житие Святого Бернарда, написанным монахом, в котором сказано, что в 11 веке демон влюбился в женщину и, когда ее муж спал, он посещал ее, будил, притворившись ее мужем, и совершал самые различные акты сладострастия в течение нескольких лет, разжигая ее страсть.
Еще одна история, относящаяся к демонической ревности, была рассказана Эразмом Роттердамским (16 век), который обвинил демона в пожаре, в огне которого была уничтожена деревня в Германии в 1533 году, сказав, что демон глубоко любил молодую девушку, но обнаружил, что она имела сексуальные отношения с мужчиной. В порыве гнева демон совершил поджог.

Демоны и сексуальные отношения.


Христианские демонологисты соглашаются с тем, что половые связи между демонами и людьми имеют место быть, но существуют разногласия в том, как это происходит и почему. В итоге пришли к выводу, что демоны подталкивают мужчин и женщин к совершению греха необузданной страсти, следом за которым идет прелюбодеяние. Пьер де Ростегю поддержал мысль о том, что Сатана предпочитает иметь половые связи с замужними женщинами, чтобы добавить супружескую измену к остальным ее грехам.
Григорий Нисский говорил, что демоны имеют женщин с детьми, чтобы способствовать увеличению численности демонов.
Считалось, что демоны имели половые связи с колдунами и ведьмами только в форме инкуба и суккуба, причем некоторые ведьмы занимались сексом с козлом, как отмечал Пьер де Ростегю. Но простые люди, как считалось, также совращались инкубами и суккубами, особенно во время сна, а иногда и во время пробуждения. Перед их взором возникал демон в образе мужчины или женщины, который настолько разжигал в людях страсть и желание, что было невозможно устоять перед искушением. Возможность сопротивления всегда существовала, как утверждают христианские богословы, но стремление к совершению греха было сильнее их веры. Франческо Мария Гуаццо предлагал подробные описания половых отношений между демонами и людьми.
Николя Реми не соглашался с большинством теологов и демонологистов, поддерживая идею о том, что, если даже женщина пытается сопротивляться, демон мог изнасиловать. Он подробно описал случай с девочкой-подростком, которая «была изнасилована демоном дважды в один день, оказывая сопротивление и едва не умерев от повреждений, причиненных ее незрелому телу». Екатерина Латонийская призналась ему в этом в 1587 году. Было ли это признание оправданным, чтобы не предавать огласке имя насильника или девочка на самом деле считала, что ее изнасиловал демон, остается неизвестным. Сильвестр Маззолини был согласен с Реми, поддерживая идею о том, что изнасилованы могут быть не только обычные женщины, но и монахини.
«Молот ведьм» доказал, что сексуальные отношения между демонами и людьми были неотъемлемой частью веры христиан. Авторы этого трактата рассмотрели также возможность появления ложной беременности у некоторых женщин, вызванной демонами, которые наполняли их живот воздухом за счет отвара из специальных трав, который те употребляли во время шабаша. В кульминационный момент родов вместо ребенка из влагалища женщины выходило большое количество воздуха. Ложная беременность позже была объяснена медициной.
Многие христианские богословы (Мартин Лютер и Жан Боден в частности) полагали, что демоны могут оплодотворять женщин, но их дети проживут короткую жизнь и будут ни на что не годны. Другие теологи (Франсиско Валесио (Валесиус), Томазо Мальвенда и Иоанн Кохлеус среди других) считали, что такие дети могли быть яркими персонами, такими как Аттила, Мартин Лютер, Мелюзина, Антихрист.
Аврелий Августин, Иннокентий VIII, Альберт Великий, Фома Аквинский, Петр Палудский, Мартин Арлийский и Людовико Мария Синистрари верили, что демоны могут оплодотворить женщин, но Ульрих Молитор, Генрих Крамер, Якоб Шпренгер и Николя Реми были с этим не согласны.
Согласно Реми, половые отношения с демонами были болезненными, в то время как многие люди, признаваясь в таких связях, находили их вполне удовлетворяющими.
Анри Боге и Иоганн Мейфарт согласились с тем, что демоны провоцировали воображаемый половой акт, потому как не имели половых органов, таких как пенис или влагалище.

Исполины.


В книге Бытия главе 6 «сыны Божии», считавшиеся некоторыми как падшие ангелы, вступали в связи с земными женщинами, создавая при этом расу супер-существ, названными Исполинами (нефилим).
Это толкование оспаривается теми, кто утверждает, что «сыны Божии» в данном тексте относятся только к верующим в «Обещанное семя» (Бытие 3:15), и что «дочери человеческие» ссылается к языческим женщинам, в частности подразумевая, что потомки Сифа женились на потомках Каина.
Согласно этой интерпретации, Исполины были не физическими гигантами, а людьми без совести, которые были чрезвычайно злыми и агрессивными. Это толкование ограничивает непосредственную роль демонов на раннем этапе развития человеческой расы, сводя ее (роль) лишь к влиянию на повседневные дела человека, фактически не вступая с ним в половые связи. При этом Исполины не были полулюдьми-полудемонами, а являлись полнокровными людьми, особенно восприимчивыми к демоническому влиянию на их действия.
Ключевым аргументом в защиту этой интерпретации является то, что демонам не нужно спариваться с людьми, постепенно обращая их против Бога. Им необходимо в один момент разуверить весь человеческий род в то, что обещал Спаситель за грехопадение, что гарантировало бы проклятье всего человеческого рода сразу, позволяя, таким образом, Сатане отомстить Богу, для того, чтобы выслать его с Небес.

Категория: Религия и сексуальность

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.